разработан в DVG Group

Научные исследования

Данилов Александр Иванович, заместитель директора по науке ААНИИ
Лукин Валерий Владимирович, заместитель директора ААНИИ,
начальник Российской Антарктической экспедиции.
Балясников Сергей Борисович, помощник директора ААНИИ.

50 лет отечественных исследований в Антарктиде - прошлое и перспективы

    В 1820 году российская экспедиция под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный», совершая кругосветное плавание, открыла Южный полярный материк. Русские моряки девять раз подходили к берегам неизвестной земли, покрытой льдом. В те годы это выдающееся географическое открытие не было по достоинству оценено современниками. Признание первенства и выдающегося вклада русских моряков в открытие южного континента пришло значительно позже в 1886 году. В этом году британский исследователь Дж. Мерей представил на заседании Шотландского географического общества доклад, в котором он объединил маршруты различных экспедиций, которые и легли в основу первого контура Антарктического континента, положенного на карту. В этой работе впервые достижения российских моряков впервые были наглядно продемонстрированы научному сообществу того времени.

    Вновь предложения по возобновлению исследований в Антарктиде возникли в СССР при подготовке Второго Международного полярного года (МПГ) 1932-33 гг. В подготовленной программе исследований предполагалось организация полярной станции на о. Петра 1 и проведение океанографических исследований моря Росса. В те годы специальных судов для выполнения экспедиционных работ не было, поэтому предполагалось использовать одно из судов советской китобойной флотилии «Алеут». Но, в силу ряда причин этим планам не суждено было осуществиться. Эти проекты для того времени были вполне актуальны. Так с начала 20 века по 1953 год Великобритания, Аргентина, Чили, Норвегия, Франция, Австралия и Новая Зеландия объявили свои территориальные претензии на Антарктиду. Отметим, что еще в 1938 году МИД СССР выступил с официальной нотой протеста в адрес правительства Норвегии в связи с тем, что она объявила о претензиях на свой сектор в Антарктиде, который на сегодняшний день никем не признан. И тогда же СССР провозгласила идею, о том, что Антарктида должна принадлежать всему человечеству.

    В 1950 году, учитывая складывающуюся международную практику по провозглашению территориальных претензий на Антарктиду, СССР направил меморандум, о том, что оставляет свое право претендовать на весь Антарктический континент, как его первооткрыватель. Однако, к тому времени, международная ситуация требовала подтверждения своих заявлений реальным присутствием в Антарктиде. Конкретные планы исследования Антарктиды, были приурочены к подготовке крупного научного события того времени – Международному геофизическому году (МГГ) (1957-58 гг.) Понятно, что эти планы 13 июля 1955 г. Совет Министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) Академии наук СССР. Научное руководство экспедиционными исследованиями было возложено на АН СССР, а техническое и морское обеспечение – на Главное Управление Северного морского пути (ГУСМП) Минфлота СССР. В тот период Арктический научно-исследовательский институт, сотрудники которого имели богатейший опыт в организации исследований на побережье, островах и дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана, входил в состав ГУСМП. Именно это обстоятельство определило назначение Президиумом АН СССР на должность начальника первой КАЭ известного полярного исследователя, Героя Советского Союза, заместителя директора АНИИ М.М.Сомова. 30 ноября 1955 г. из порта Калининград в свой первый антарктический рейс вышел дизель-электроход “Обь” во главе с капитаном, известным полярным судоводителем И.А.Маном. 5 января 1956 г. судно подошло к побережью моря Дейвиса, где 13 февраля 1956 г. была открыта первая советская антарктическая станция, получившая название в честь одного из шлюпов первой русской экспедиции «Мирный». В феврале 2006 года исполнилось полвека советским, российским исследованиям в Антарктиде. История исследований Антарктиды, в которых до 1991 года принимали участие представители многих научных организаций республик СССР, полна героических, а порой и трагических страниц.

    В начальном периоде исследований с 1956 года до конца 60- годов основное внимание было уделено созданию инфраструктуры исследований - строительству новых станций и рекогносцировочным санно-гусеничным походам. Первые санно-гусеничные походы позволили получить первые сведения о природных процессах внутри континента. На картах появились названия новых географических объектов. Многие, впервые открытые, горы, бухты, заливы, мысы, побережья, озера и другие географические объекты получили названия на русском языке. Одним из важных результатов исследований стало создание в 1966-1969 годах двухтомного атласа Антарктики, удостоенного Государственной премии СССР.

    В 1970-90 годах были развернуты широкомасштабнее ресурсные исследования. В значительной степени это было обусловлено развитием Договора об Антарктике, который был подписан в 1959 г. 12 странами (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР, и Япония).

    На базе этого договора стали появляться новые акты международного права. Так в 1972 г. была принята Конвенция по сохранению антарктических тюленей, а 1980 г. - Конвенция по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Необходимость этих документов диктовалось озабоченностью международного сообщества по поводу справедливого использования антарктических ресурсов. Особенно остро встала проблема потенциальной возможности использования минерально-сырьевых ресурсов региона. В 1988 г. была принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, обсуждение и согласование которой длилось 18 лет. Однако из-за отказа властей Австралии и Франции ратифицировать её, конвенция так и не вступила в силу. В результате вместо нее началась подготовка документа, получившего название "Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике". Эти процессы по закреплению позиций многих государств в Антарктиде дали мощный толчок советским антарктическим исследованиям.

    Были созданы новые станции в тихоокеанском секторе Антарктиды: Ленинградская (1971 г.) и Русская (1980 г). Число круглогодично действующих отечественных станций в Южном полярном регионе достигло восьми (Молодежная, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Ленинградская, Прогресс и Русская). Их расположение позволяло получать информацию практически со всего континента. Подобной инфраструктурой в Антарктике обладал в то время только СССР.

    Для морских исследований в Антарктике и обеспечения работ экспедиции на Херсонской судоверфи в 1975 году было построено научно-экспедиционное судно, получившее имя начальника первой отечественной экспедиции в Антарктиду Михаила Сомова.

    В эти годы в антарктических водах интенсивно развивается рыболовство советским рыбопромысловым флотом. Для повышения качества гидрометеорологического обеспечения судоходства станция Молодежная была преобразована в Антарктический метеорологический центр, куда стекалась информация о состоянии погодных и ледовых условий, со всех судов и станций, работающих в Антарктиде. Для нужд мореплавания потребовалось создание современной коллекции морских навигационных карт. На сегодняшний день эта задача решена. Основной вклад в создание навигационных карт, пособий для обеспечения безопасности мореплавания в Южном океане внесли советские военные гидрографы.

    Для обеспечения деятельности Советской антарктической экспедиции у берегов Антарктиды в отдельные годы находилась целая флотилия до семи судов, состоящая из научно-экспедиционного судна, двух транспортных сухогрузов усиленного ледового класса, танкера двух пассажирских и научно-исследовательского судна. В 1980 г. на станции Молодежная завершилось строительство первого снежно-ледового аэродрома пригодного для приема тяжелых транспортных самолетов на колесных шасси Ил-18. В 1986 г. полеты Ил-18 были дополнены полетами Ил-76 ТД, совершившего свой первый рейс в Антарктиду из Москвы. Плановые полеты самолетов Ил-18 и Ил-76 ТД из нашей страны в Антарктиду продолжались до 1991 г. Использование тяжелых транспортных самолетов для доставки научного персонала и грузов непосредственно из СССР значительно повысили возможности проведения сезонных полевых работ экспедиции. Кроме того, стало возможным осуществлять изучение структуры геофизических полей в центральных районах Антарктиды с помощью авиации. Использование в течение нескольких сезонов летающей геофизической лаборатории на базе самолета Ил-18Д, позволило геофизикам получить такой объем информации, на получение которой традиционными методами понадобились бы десятилетия. Зимовочный состав САЭ В 80-е годы достигал 320 человек, а сезонный - 350 человек.

    В 1987 году для обеспечения деятельности САЭ было построено в Финляндии научно-исследовательское судно «Академик Федоров». Это уникальное в своем классе судно может самостоятельно двигаться во льду толщиной до 1.5 метров, имеет вертолетную площадку и ангар, два 50-ти тонных крана, вместительные трюма.

    В эти годы был внесен главный вклад в отечественные исследования Антарктиды. Была развита геодезическая основа и созданы комплекты морских и сухопутных карт. Широкомасштабные геолого-геофизические исследования позволили определить перспективы на минеральное сырье в различных районах Антарктиды. Были получены первые оценки палеоклимата за последние 400 лет, получены новые показатели возмущенности геомагнитных полей в сопряженных полярных шапках Антарктиды и Арктики. Были открыты явления анабиоза микроорганизмов в антарктических ледяных кернах. СССР стала ведущим государством в исследованиях Антарктиды.

    Трагические события, связанные с распадом СССР, сокращением бюджетных возможностей России, в конце прошлого века поставили исследования в Антарктиде под угрозу потери в Антарктиде всей созданной за многие годы инфраструктуры и полного прекращения национальных исследований. Россия стала правопреемником СССР по всем вопросам исследований Антарктиды в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 7 августа 1992 года, но положение с финансированием исследований оставалось по-прежнему критическим. Ситуация начала стабилизироваться в 1997 г., когда вышло в свет Постановление Правительства Российской Федерации "О деятельности Российской антарктической экспедиции". Это постановления, стабилизации бюджетного финансирования, включая повышение зарплаты полярников, положительно сказались на восстановлении утраченных позиций в России в Антарктиде. В 1999 и 2001 гг., правительство вновь рассмотрело вопросы обеспечения деятельности государства в Антарктике. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 годах" была определена многолетняя перспектива деятельности экспедиции. В 2002 г. ее финансирование вышло на уровень докризисного периода 1998 г. Стала обновляться инфраструктура экспедиционного транспорта, возобновлены полеты самолетов Ил-76 из Южной Африки на станцию Новолазаревская, где был восстановлен снежно-ледовый аэродром. В 2005 г. РАЭ возобновило самостоятельные полеты авиации со своих береговых станций на внутриконтинентальную станцию Восток. Были резко улучшены социальные вопросы работников экспедиции: с 1 июля 2002 г. заработная плата полярников в Антарктиде была увеличена в 5-6 раз.

    Национальные научные исследования в Антарктиде, с 1998 г. стали проводиться в рамках подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" Федеральной целевой программы "Мировой океан". Она включает в себя пять направлений: фундаментальные исследования Антарктики; научно-прикладные исследования и разработки; мониторинг природной среды Южной полярной области; охрана окружающей среды; материально-техническое обеспечение работ и исследований.

    Сложнейший переходной период деятельности РАЭ в 90-е годы, все же не привел к катасторфическим результатам. Это стало возможным благодаря мощному запасу прочности антарктической инфраструктуры, накопленному в предшествующие годы, а также энергичным организационными мерами, предпринятым на различных уровнях Федеральной исполнительной власти.

    Стабилизация экономики России, начавшаяся в новом столетии, позволила пересмотреть прежние параметры деятельности РАЭ, установленные в 1997 г. 10 марта 2005 г. Правительство Российской Федерации в очередной раз рассмотрело вопрос о перспективах деятельности нашей страны в Антарктике в 2006-2010 гг. Итогом стал выход в свет 2 июля 2005 г. Распоряжения Правительства России, определившего оптимальные параметры деятельности экспедиции на ближайшее пятилетие.

    Предпринятые меры были направлены на сохранение и закрепление позиций Российской Федерации в Антарктике, выполнение международных обязательств Российской Федерации в рамках Договора об Антарктике и Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, расширенные перспективы научных исследований в Антарктике, обеспечение безопасности деятельности персонала российских антарктических станций и проведения транспортных операций в Антарктике, обновление и моделирование инфраструктуры и материально-технической базы Российской антарктической экспедиции.

    Предстоящий пятилетний цикл деятельности РАЭ включает в себя мероприятия по подготовке и проведению Международного полярного года (2007-2008 гг.). Это обстоятельство во многом изменило традиционную схему работ РАЭ, сложившуюся в последние годы. Предполагается расконсервировать ранее закрытые станции Молодежная, Ленинградская и Русская и их перевод в разряд сезонных полевых баз. Н а этих станциях установят современные автоматические метеорологические и магнитовариационные станции, что позволит вновь взять контроль ситуации практически по всему периметру Антарктического континента. Их введение в эксплуатацию, усилит роль авиационных перевозок. С этой целью дополнительно к снежно-ледовому аэродрому на станции Новолазаревская предполагается построить аналогичную взлетно-посадочную полосу для самолетов Ил-76 на колесных шасси на станции Прогресс, провести специальные изыскания для возможности строительства подобной ВПП на станции Восток. Увеличивается численность экспедиции - сезонной части до 120 человек.

    Несмотря на сокращение программы антарктических исследований, в 1990-х годах был получен ряд выдающихся научных результатов. Прежде всего, это касается открытия огромного подледникового озера, расположенного в районе станции Восток. Площадь зеркала этого озера составляет более 15 тыс. квадратных км (равна акватории Ладожского озера), длина озера 270 км, ширина его в максимальной части около 70 км. Толщина водного слоя достигает 1200 м, при этом южная часть озера глубоководная, а северная, наоборот, мелководна. Озеро находится подо льдом толщиной от 3700 до 4200 м. Открытие озера стало возможно благодаря совместному анализу радиолокационных, сейсмических и спутниковых измерений выполненных международным коллективом с участием российских исследователей. Российская антарктическая экспедиция ведет эти работы с 1995 г. Получена подробная информация о конфигурации береговой черты, пространственной неоднородности толщин льда, воды и донных осадков. Эти исследования были дополнены геохимическими, изотопными и микробиологическими исследованиями ледяного керна из глубокой скважины на станции Восток. Процесс бурения скважины был прерван в 1995 г., на глубине в 3623 . Оказалось, что ниже горизонта 3543 м залегает лед образованный непосредственно из замерзшей воды озера. Этот лед очень чист с биологической точки зрения, но с помощью методов молекулярной биологии удалось обнаружить в нем молекулы ДНК бактерий-термофил обитающих в гидротермальных источниках. Это открытие позволяет по-новому взглянуть на геологическую природу возникновения котловины, в которой находится озеро Восток. Во время сезонных работ 2005-2006 г бурение было возобновлено. Были отобраны 27,4 метра нового ледового керна, глубина скважины достигла отметки 3650,4 метра. Скважина законсервирована на зимовочный период. Часть ледяных кернов будет доставлена в лаборатории России и Франции (г. Гренобль) в специальных термоконтейнерах, обеспечивающих температуру образцов не выше -20 градусов Цельсия. Другая часть ледяных кернов останется на хранении на станции Восток.

    В числе возможных задач антарктических исследований остается изучение изменчивости современного климата и его вариаций в геологическом прошлом, Это комплексные исследования, которые объединяют усилия ряда дисциплин: метеорологии, гляциологии, лимнологии и геологии. Современная изменчивость климата в Антарктиде не имеет четко выраженного тренда. Если в районе Антарктического полуострова заметно потепление и отступание ледников, восточных и центральных районах Антарктиды, наоборот, отмечается похолодание.

    Процессы изменчивости климата неразрывно связаны с исследованиями феномена "озоновой дыры", открытой в Антарктике в 1985 г. Исследования общего содержания озона на российских антарктических станциях Мирный, Восток, Новолазаревская, практически прекратился и, возможно, в ближайшие годы "дыра" начнет заполняться. Этот вывод позволяет сделать предположения о естественной, а не антропогенной причине этого явления вероятно обусловленной особенностями общей циркуляции атмосферы.

    Внедрение новых цифровых измерительных комплексов в наблюдательскую сетьРоссийских антарктических станций позволяет теперь непрерывно регистрировать происходящие гелиофизические процессы и устанавливать сопряженность геомагнитных возмущений в северной и южной "полярных шапках" планеты.

    Исследования Антарктики продолжаются на базе международного сотрудничества. Количество стран-участниц Договора об Антарктике увеличилось с 15 в 1970 до 42 в 1990 г.

    В последние годы Российская антарктическая экспедиция с помощью своего судна "Академик Федоров" неоднократно доставляла грузы и персонал антарктических станций национальных экспедиций ЮАР, Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии. Совместные исследования строения осадочного чехла земной коры антарктических морей выполняли специалисты России и Норвегии на борту НИС "Академик Александр Карпинский". В 2002 г. был реализован международный проект "DROMLAN", в котором основную роль играет снежно-ледовый аэродром станции Новолазаревская. В этом проекте участвуют национальные антарктические программы: Великобритании, Германии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, ЮАР, Индии, Японии и России. С другой стороны, с 1992 по 2003 г. авиационная поддержка российской станции Восток выполнялась с помощью самолетов Антарктической программы США, через их основную станцию Мак Мердо. Сегодня в практике общения полярников в Антарктиде обычным является взаимное посещения станций, особенно теплыми проходят встречи с друзьями из Национального антарктического центра Украины.

    Расширение международного сотрудничества соответствовало изменениям, произошедшем в структуре Договора об Антарктике, когда на смену реализации узконациональных ресурсных интересов пришла новая природоохранная "волна", получившая глобальные масштабы. В 1991 г. в Мадриде был принят Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, объявивший Антарктику всемирным природным заповедником, вся человеческая деятельность на территории которого должна подвергаться строгому регулированию и управлению. Наша страна ратифицировала этот акт международного права Федеральным Законом от 24 мая 1997 г., а 11 декабря 1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден "Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе Договора об Антарктике".

    Таким образом, любая деятельность российских физических и юридических лиц включая и национальную антарктическую экспедицию, проводится в строгом соответствии с нормами международного и национального права. Это обстоятельство позволило значительно укрепить позиции России в структуре Договора об Антарктике. Как и в, расцвет своей деятельности во второй половине ХХ в., наша страна. Н а июнь 2005 г. к Договору об Антарктике присоединилось 45 государств, 28 из которых носят статус Консультативных Сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, КНР, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чили, Швеция, Эквадор, ЮАР, Южная Корея, Япония). Этот статус дает возможность принятие решения или наложения вето, по любому вопросу, обсуждаемому в структуре договора об Антарктике.

    Среди новых экспедиционных технологий, внедренных в практику работ РАЭ, следует отметить внедрение новых современных цифровых измерительных систем регистрации метеорологических, океанографических и геофизических параметрах на всех российских антарктических станциях и транспортных средствах, обеспечение всех экспедиционных объектов средствами телемедицины.

    50-летняя история отечественных антарктических исследований неразрывно связана с развитием нашей страны, ее экономическим состоянием и внешней политикой. Придя в Антарктиду в начале 1956 г. наше государство уверено и прочно закрепилось там, выполняя комплексные научные программы на благо человеческого прогресса.

    В апреле 2006 г. НЭС «Академик Федоров» возвращается из очередного рейса в Антарктиду. Закончились сезонные работы очередной, 51 Российской антарктической экспедиции. В ноябре 2006 год полярники вновь отправятся в новую, 52 экспедицию к берегам Южного континента.