разработан в DVG Group

Структура РАЭ

Российская антарктическая экспедиция

и Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

В период с 1819 г. по 1821 г. Русская южно-полярная экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева несколько раз подходила к берегам неизвестного ледяного континента, названного в конце 19 века Антарктидой. Следующее плавание моряков СССР в Антарктику состоялось через 145 лет, когда в 1946 г. к регулярной ежегодной деятельности приступили суда советской китобойной флотилии «Слава». В сезоне 1947-48 г.г. в ее составе стали принимать участие научные специалисты, выполнявшие океанографические, метеорологические и гидробиологические исследования вод Южного океана. В июле 1955 г. была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР,  в задачи которой входили подготовка и проведение научных программ Международного геофизического года 1957-58 г.г. За прошедшие 57 лет экспедиция несколько раз меняла свое название:
- с 13 июля 1955 г. по 1959 г. – Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР (КАЭ);
- с 19 июля 1959 г. по 1963 г. – Комплексная антарктическая экспедиция СССР (КАЭ);
- с 18 мая 1963 г. по 1992 г. – Советская антарктическая экспедиция (САЭ);
- с 7 августа 1992 г. по настоящее время – Российская антарктическая экспедиция (РАЭ).
Все эти годы в работах экспедиции принимали участие специалисты, представляющие различные министерства и агентства СССР и Российской Федерации. На первых этапах это были Академия наук СССР, Министерство геологии СССР, Главное управление Северного морского пути Министерства Морского флота СССР, Главное управление гидрометеорологической службы при Совете министров СССР, Главное управление по геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Министерство обороны СССР. В последующие годы к ним добавились специалисты Министерства образования СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР.
Начиная с 1963 г., головная роль в организации и проведении Советских антарктических экспедиций была возложена на Главное управление по гидрометеорологической службе при Совете Министров СССР, в состав которого в это время входил Арктический и антарктический НИИ. Непосредственно антарктическими исследованиями этот институт стал заниматься, начиная с 1957 г., когда в его структуре был образован Отдел антарктических исследований. 25 июня 1958 г. институт был преобразован из Арктического НИИ в Арктический и антарктический НИИ (ААНИИ), где в 1958 г. было создано специализированное логистическое подразделение по подготовке, планированию и организации проведения очередных КАЭ - САЭ (ныне – Логистический Центр РАЭ). Все эти годы ААНИИ занимался организацией и проведением исследований по антарктической метеорологии, аэрологии, гляциологии покровных ледников и морских льдов, океанологии вод Южного океана, изучению геофизических процессов в магнито- и ионосфере южного полушария, полярной географии и медицине, а также мониторингу окружающей среды Антарктики. Другие виды исследований по геологии, биологии, гидрографии, гидрологии суши и т.д., равно как и отдельные направления по вышеназванным разделам науки, выполняются в структуре РАЭ специалистами других научных и образовательных организаций России, представляющих Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по недрапользованию, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство космических исследований, Министерство образования и науки России, Министерство обороны России, Министерство транспорта России и Российской Академии наук.
За период российских (советских) антарктических исследований были созданы следующие круглогодично действующие станции: Мирный, Оазис, Пионерская, Комсомольская, Восток, Советская, Лазарев, Новолазаревская, Молодежная, Беллинсгаузен, Ленинградская, Русская, Прогресс (табл. 1) и сезонные полевые базы: Полюс Недоступности, Эймери, Дружная-1, Дружная-2, Дружная-3, Дружная-4, Геолог, Союз (табл. 2).
Всю деятельность КАЭ (САЭ, РАЭ) можно разделить на три этапа:
- рекогносцировочный (1956 г.- конец 60-х годов);
- освоение природных ресурсов Антарктики (конец 60-х – начало 90-х годов);
- роль Антарктики в глобальных климатических и социальных изменениях (начало 90-х годов и по настоящее время).
Данными аспектами определялась главная роль в научных программах и проектах, выполняемых национальной экспедицией СССР и Российской Федерации в Антарктике. На современном этапе ведущими направлениями деятельности РАЭ являются исследования и работы:
- по определению роли Антарктики в процессах глобальных изменений климата;
- по изучению подледниковых водных и литосферных объектов Антарктиды;
- по исследованию биоразнообразия Антарктиды и окружающих ее морей;
- по геолого-геофизическому изучению Антарктики в плане перспектив ее минерального и углеводородного потенциала;
- по изучению космической погоды, как индикатора процессов солнечно-земных физических связей;
- по антропогенному влиянию на окружающую среду Антарктики.
Важнейшим направлением работ служит организация постоянного мониторинга состояния окружающей среды Антарктики с помощью круглогодично действующих станций Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен и автоматических метеорологических и геодезических станций, работающих в круглогодичном режиме на полевых базах Молодежная, Дружная-4, Русская, Ленинградская и в районе станции Прогресс (2 шт.).
Материально-техническое снабжение антарктических станций и полевых баз, смена зимовочного персонала, а также доставка и вывоз сезонного персонала обеспечиваются с помощью научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» постройки 1987 г. 10 октября 2012 г. в г. С-Петербурге был поднят государственный флаг Российской Федерации на новом научно-экспедиционном судне, построенном для обеспечения задач РАЭ, которому было присвоено имя бывшего директора ААНИИ, первооткрывателя станции Восток в Антарктиде академика Алексея Трешникова (НЭС «Академик Трешников»). Кроме того, эти задачи выполняются с помощью межконтинентальных полетов авиации из Кейптауна на ледовый аэродром станции Новолазаревская (самолет Ил-76ТД) и из Пунта-Аренаса (Чили) на о. Кинг-Джордж (самолет DC-3 БТ 67 «Турбобаслер»). Снабжение внутриконтинентальной станции Восток обеспечивается с помощью двух санно-гусеничных походов в каждом летнем сезоне, а смена персонала и доставка/вывоз сезонного состава – с помощью самолета DC-3 БТ 67 «Турбобаслер». Санно-гусеничные походы и полеты самолетов выполняются на станцию Восток со станции Прогресс (длина маршрута 1350 км). Морские геофизические исследования в антарктических морях проводятся с помощью научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский», принадлежащего Полярной морской геологоразведочной экспедиции (г. Ломоносов, г. С-Петербург) Федерального агентства по недрапользованию.
Состав персонала зимовочной и сезонной экспедиций определяется Правительством Российской Федерации на каждый пятилетний период. В настоящее время он составляет 110 и 120 человек, соответственно, не считая численности экипажей морских и воздушных судов, а также строительной группы, в случае выполнения работ по капитальному строительству в Антарктиде.
В конце 2012 г. РАЭ завершает работы по строительству нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В конце декабря 2012 г. запланирован выход в первый антарктический рейс НЭС «Академик Трешников». В дальнейшем это судно будет работать в тихоокеанском секторе Антарктики между расположением станций Беллинсгаузен и Мирный с выполнением работ на полевых базах Русская, Ленинградская и Оазис Бангера. НЭС «Академик Федоров» будет продолжать работать в индоокеанском секторе Антарктики между расположением станций Новолазаревская и Мирный с выполнением работ на этих станциях и на станции Прогресс и сезонных полевых базах Молодежная,  Дружная-4 и Союз.
Бюджет деятельности РАЭ, начиная с 1998 г., обеспечивается через отдельную строку федерального бюджета России «деятельность Российской антарктической и Арктической экспедиции». Для РАЭ на 2012г. он составляет:
- операционные расходы – 1 015,5 млн. рублей или 32,7 млн. долларов США;
- приобретение специального оборудования и приборов – 57,5 млн. рублей или 1,85 млн. долларов США;
- строительство нового НЭС «Академик Трешников» – 600,0 млн. рублей или 19,3 млн. долларов США;
- завершение капитального строительства нового зимовочного комплекса и взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс – 157,3 млн. рублей или 5,1 млн. долларов США.
Итого: 1 830,3 млн. рублей или 58,95 млн. долларов США. 
Операционные расходы включают в себя затраты на зарплату персонала и выплату налогов, оплату топлива, продовольствия, климатической одежды, медицинских препаратов, запасных частей, ремонт оборудования, страхование персонала, судовые и авиационные транспортные расходы по доставке грузов и персонала из Петербурга к антарктическим станциям или сезонным полевым базам, услуги оперативной связи, которые распределяются между тремя очередными РАЭ (январь – май - завершение зимовочной части экспедиции и проведение сезонных работ, январь – декабрь – работа новой зимовочной экспедиции в Антарктиде и сентябрь – декабрь – подготовка очередной экспедиции). В 2012 г. эти расходы составили 1015,5 млн. рублей или 32,7 млн. долларов США. Из них 
- завершение 56-й зимовочной РАЭ – 60 млн. рублей (6%);
- проведение 57-й сезонной и зимовочной РАЭ – 401,8 млн. рублей (40%);
- подготовка и начало проведения 58-й РАЭ – 553,7 млн. рублей (54%).
В проекте Федерального бюджета России на 2013 г. расходы на обеспечение РАЭ запланированы в размере 1122,9 млн. рублей. Из них:
- завершение 57-й зимовочной РАЭ – 64,2 млн. рублей (6%);
- проведение 58-й сезонной  и зимовочной РАЭ – 465,4 млн. рублей (41%);
-  подготовка и начало проведения 59-й РАЭ – 593,3 млн. рублей (53%).
 За последние годы в относительном выражении выполнение работ на российских антарктических станциях, сезонных полевых базах и экспедиционных судах составляют:
- станция Мирный – 11%;
- станция Восток – 33,9%;
- станция Новолазаревская – 15,9%;
- станция Прогресс – 11,7%;
- станция Беллинсгаузен – 5,6%;
- полевая база Молодежная – 1,9%;
- полевая база Дружная-4 – 4,1%;
Выполнение научных программ на НЭС «Академик Федоров» - 5,1%;
Выполнение научных программ на НЭС «Академик Трешников» - 6,95%.
Организация и управление экспедициями в С-Петербурге – 3,9%.
Расходы на содержание станций и сезонных полевых баз включают в себя затраты на эксплуатацию и ежегодный ремонт двух научно-экспедиционных судов, а также на аренду авиации. Финансовые итоги деятельности ААНИИ за 2012 г. будут опубликованы в феврале 2013 г.
Арктический и антарктический НИИ был создан по решению Правительства СССР в 1920 году. Как уже упоминалось, свое современное название он получил в 1958 году, т.к. основное направление деятельности института в первые 38 лет своего существования имели арктические исследования. В настоящее время в ААНИИ осуществляются научные исследования по следующим направлениям:
- метеорология и климатология;
- взаимодействие океана и атмосферы;
- океанология;
- морские льды;
- физика льда и океана;
- гидрология устьевых участков рек;
- инженерная океанология и ледоведение при организации работ на шельфах ледовитых морей;
- полярная география и гляциология ледников;
- полярная медицина.
Кроме того, в структуре института действует Центр ледовой и гидрометеорологической информации с технической группой по передаче данных, Отдел экспедиционного флота и Логистический Центр Российской антарктической экспедиции и Международный банк данных по морским льдам, Российско-германская лаборатория «Отто Шмидт» и российско-норвежская лаборатория «Фрам», Отдел подготовки молодых специалистов и аспирантура.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2012 г. №1872-р на ААНИИ возложен статус государственного оператора в Антарктике.


 

Росгидромет ФГБУ