разработан в DVG Group

События

В связи с завершением экспедиционных работ 68 сезонной РАЭ, оперативные сводки  об основных операциях РАЭ  будут передаваться по мере необходимости вплоть до начала операций 69 сезонной РАЭ. 

 68 РАЭ

В период с 5 апреля по 29 апреля судно проследовало из порта Кейптаун в Санкт-Петербург, куда пришло в 06:00 МСК 29 апреля, завершив, таким образом, работу в составе 68 сезонной РАЭ. 

15 ноября выходит в очередной рейс по программе 68 РАЭ НЭС "Академик Федоров".
Капитан судна - Алексеев Андрей Леонидович
Начальник сезонной 68 РАЭ – Николаев Александр Николаевич.

67 РАЭ - 12.04.2022 НЭС "Академик Трешников" пришвартовалось к причалу порта Санкт-Петербург.

65 РАЭ

24 октября 2019 по программе 65 РАЭ вышел НЭС «Ак. Трешников»  из порта Санкт-Петербург.
Капитан судна – Карпенко Дмитрий Александрович
Начальник сезонной экспедиции – Мартьянов Вячеслав Леонидович.
На борту судна в Антарктику направляются участники сезонной и зимовочной 65 РАЭ.

 

6 июня в 07:38 МСК судно пришвартовалось к причалу  родного порта г. Санкт-Петербург.   

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ
 
6 июня 2018 года к причалу Морского торгового порта Санкт-Петербурга из рейса, выполнявшегося по программе 63-й Российской антарктической экспедиции, возвращается научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Это плавание в водах Антарктики является четвёртым в биографии построенного в 2012 году судна. Рейс продолжался 120 суток из них 46 суток во льдах. Командует судном испытанный полярный капитан Дмитрий Александрович Карпенко, экспедиционный состав возглавляет уже не в первый раз опытный полярник, заместитель начальника РАЭ Михаил Викторович Бугаёв. 
После выхода судна 6 февраля 2018 г. из Санкт-Петербурга были выполнены заходы в Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (ЮАР). В южноафриканском порту к находившимся на борту зимовочным составам станций Новолазаревская и Беллинсгаузен присоединился отряд сезонных операций с научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров» и два вертолёта Ка-32 авиакомпании «Авиалифт Владивосток» с лётным и техническим составом. В Кейптауне на судно были погружены авиационное топливо и оборудование для международной авиационной сети ДРОМЛАН с опорой на российскую взлётно-посадочную полосу станции Новолазаревская, а также материалы и оборудование для развития в Антарктике наземного сегмента системы ГЛОНАСС.
Через восемь суток после выхода из Кейптауна судно подошло к сезонной базе Молодёжная. В кратчайшие сроки были выполнены необходимые операции по завершению на базе сезонных программ, доставлено топливо для будущего сезона, погружены отходы, подготовленные в вывозу за пределы зоны действия Договора об Антарктике. Приняв на борт сезонный состав базы Молодёжная и участников антарктической экспедиции Белоруссии, работавших по соседству на базе Гора Вечерняя, судно продолжило рейс. 
Из Молодежной судно должно было отправиться в район Новолазаревской. Однако, из-за проблем со здоровьем одного из участников зимовки на Мирном судно пришлось направить туда. 29 марта НЭС «Академик Трёшников» подошло на рейд станции Мирный, откуда был выполнен санитарный рейс вертолёта и лечение больного продолжили в судовом лазарете. 
К месту выгрузки у станции Новолазаревская судно прибыло с небольшой задержкой – 5 апреля 2018 г. Все запланированные операции, включая смену зимовочного состава, выгрузку продуктов, оборудования, запасных частей и строительных материалов, перекачку дизельного и авиационного топлива, общим объёмом более 600 тонн удалось выполнить в сжатые сроки. З8 тонн отходов, принятых на борт судна, довершили успешные грузовые операции. 
15 апреля судно прибыло к станции Беллинсгаузен. С борта судна на станцию были доставлены все грузы, включая запчасти, продукты питания, технические масла и газы, а также большой объем строительных материалов для модернизации наземного комплекса спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Станция была обеспечена достаточным запасом топлива на предстоящую зимовку – в емкости береговой нефтебазы слито более 150 тонн. Вклад станции в программу вывоза отходов составил 30,5 тонн. 
За операциями у станции Беллинсгаузен последовал переход в район выполнения океанографических работ (проливы Брансфилд и Дрейка), а после их завершения в порт Монтевидео (Уругвай). За период рейдовой стоянки 3-5 мая были пополнены судовые запасы, а на берег отправлены 17 участников экспедиции для следования на Родину регулярными авиарейсами.
В дальнейшем последовал переход через тропические широты в Бремерхафен, куда судно прибыло 28 мая. Здесь было выполнено необходимое техническое обслуживание, к месту базирования отправлены вертолёты после чего судно взяло курс на порт приписки – Санкт-Петербург. 
На борту прибывающего в порт судна находятся 57 членов экипажа и 52 человека экспедиционного состава. В ААНИИ будут доставлены отчётные материалы по выполнявшими научным программам как в период сезона, так и на зимовочных станциях. С особым нетерпением учёные ждут материалы океанографических наблюдений, поскольку они выполняются в одной и том же районе на протяжении ряда лет и возникает возможность проследить долговременные изменения, происходящие в океанской толще. Не менее любопытны результаты, полученные по целому ряду других программ, таких как наблюдения за озоном и малыми газовыми примесями в атмосфере, микробиологические и экологические исследования, мониторинг морского льда с привязкой спутниковых наблюдений к данным, полученным непосредственно с борта судна, мониторинг численности китообразных, данные об адаптации и ре-адаптации участников экспедиции на антарктических станциях. 
Все полученные результаты будут обработаны и послужат основой для выполнения научных проектов институтов Росгидромета РАН и других организаций, планирования и проведения будущих экспедиционных исследований.
 
Зам. директора ААНИИ – 
начальник РАЭ        А.В. Клепиков 

 

 

Не стареет душой полярный ветеран

 15 апреля с. г. исполняется 90 лет со дня рождения известного советского и российского полярника Арнольда Богдановича Будрецкого. Он родился в 1928 году в г. Ленинграде. В 1948 г. Арнольд Богданович закончил Ленинградское арктическое училище по специальности «аэрология» и с 10 июня 1949 г. по 18 августа 1964 г. работал на полярных станциях Управления связи и полярных станций Главсевморпути при Совете министров СССР. За эти 15 лет он работал аэрологом и начальником станций о. Котельный, Столб, «Сокол» Тиксинского радиометцентра, зарекомендовав себя высококвалифицированным специалистом, талантливым администратором, мудрым и отзывчивым человеком. Арнольд Богданович начал свою полярную деятельность в то время, когда в Арктике были широко распространены собачьи упряжки, а аэрологические наблюдения проводились с помощью теодолитов, а не радиолокаторов. Он хорошо познал, что такое снабжение станций один раз в два-три года с помощью судна, отопление помещений углем, полное отсутствие возможности телефонных переговоров с домом. Это были романтические будни отечественных полярных гидрометеостанций, которые создали уникальную наблюдательскую сеть Гидрометслужбы в Арктике.

 В 1964 г. Арнольд Богданович вернулся в г. Ленинград и поступил на работу в Советскую антарктическую экспедицию (САЭ) ААНИИ. Обладая прекрасным полярным опытом руководителя полярных станций, он был назначен начальником советской антарктической станции Молодежная зимовочного состава 10-й САЭ, которая была открыта за год до этого. На долю А.Б. Будрецкого и его товарищей по коллективу станции Молодежная выпала тяжелая работа по дальнейшему развитию этой обсерватории, которая уже скоро стала столицей Советской антарктической экспедиции. В 13-й САЭ 22 февраля 1968 г. под руководством А.Б. Будрецкого была построена и открыта новая советская антарктическая станция Беллинсгаузен на о. Ватерлоо, 50-летний юбилей которой был отмечен в этом году. Возглавляемый Арнольдом Богдановичем коллектив станции Беллинсгаузен стал первыми советскими людьми, которые приступили к постоянной трудовой вахте в Западной Антарктике. Через три года 25 февраля 1971 г. Арнольд Богданович вместе со своими коллегами по 16-й САЭ, построил и приступил к работе первой смены станции Ленинградская, расположенной на берегу Отса северного побережья Земли Виктории. В 19-й САЭ (1973-1975 гг.) он снова зимовал в должности начальника станции Ленинградская. Отдохнув год после очередной зимовки в Антарктиде, А.Б. Будрецкий вновь отправился на шестой континент, где с 1977 по 1979 гг. возглавил коллектив станции Восток в составе 25-й зимовочной САЭ. затем, он еще дважды был начальником станции Восток в 28 САЭ (1982-1984 гг.) и 33 САЭ (1987-1989 гг.). Наиболее сложной была для него зимовка на Востоке в 1983-1984 гг., когда ему довелось вместе со своими товарищами восстанавливать станцию после пожара на дизель-электростанции, случившегося 12 апреля 1982 г. 23 июля 1983 г. метеорологи станции Восток под руководством А.Б. Будрецкого измерили самую низкую температуру воздуха на нашей планете – минус 89,2оС. В 31-й САЭ (1985-1987 гг.) А.Б. Будрецкий вновь вернулся на субантарктический остров Ватерлоо, где руководил коллективом станции Беллинсгаузен. В 1989-1991 гг. Арнольд Богданович в заключительный раз зимовал в Антарктиде в должности начальника станции Новолазаревская в составе 35-й САЭ. Таким образом, с 1964 по 1991 гг. он работал в десяти зимовочных экспедициях в должности начальника станций Молодежная, Беллинсгаузен, Ленинградская, Мирный, Восток и Новолазаревская. Из всех советских антарктических станций ему не довелось руководить только станцией Русская, которая работала с 1980 по 1990 гг.
 В 1991 г. Арнольду Богдановичу исполнилось 63 года, но он уже не мог прожить без Антарктики и, начиная с 1993 г., он приступил к своей новой трудовой вахте в сезонных составах Российской антарктической экспедиции (РАЭ), выполняя обязанности начальника сезонной экспедиции, его заместителя, начальника и заместителя начальника отряда сезонных операций на борту научно-экспедиционного судна «Академик Федоров». С 1993 по 2013 гг. он принял участие в 15-ти сезонных экспедициях (39, 43, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 РАЭ).
 Продолжительная антарктическая карьера А.Б. Будрецкого один раз прерывалась, когда в 1976-1977 гг. он снова вернулся в Арктику, возглавил дрейфующую станцию «Северный полюс-23». Такому опытному полярнику, как Арнольд Богданович, довелось строить новую станцию на ледяном острове в условиях наступившей полярной ночи. И хотя, он не имел до этого опыта работы на дрейфующих льдах, новое для себя дело он выполнил с присущим профессиональным блеском, подготовив прекрасный научный плацдарм для широкого комплекса исследований Арктического бассейна.
 Удивительная судьба Арнольда Богдановича много раз заставляет всех нас восхищаться его деловыми и человеческими качествами. Почти все свои юбилейные даты он отмечал в условиях Антарктики. Даже свое 85-летие в 2013 г. он отмечал на борту НЭС «Академик Федоров», который возвращался из своего антарктического рейса.
 Продолжительная трудовая деятельность Арнольда Богдановича Будрецкого многократно отмечена высокими государственными и ведомственными наградами.
 Он был награжден Орденом Трудового красного Знамени в 1970 г., Орденом Октябрьской Революции в 1981 г. и Орденом «За морские заслуги» в 2006 г. Ещё в далеком 1957 г. он был награжден знаком «Почетному полярнику», уже через восемь лет после начала своей полярной карьеры. В 1966 г. он получил знак «Отличник Гидрометслужбы», в 1998 г. – «Почетный работник гидрометслужбы России», а в 2007 г. – знаком «Почетный связист». Кроме того, он был удостоен многочисленных Почетных грамот Главсевморпути и Гидрометслужбы.
 Свой славный 90-летний юбилей Арнольд Богданович встречает в наших рядах с присущей ему бодростью и жизнелюбием. Желаем ему крепкого здоровья, долгих лет жизни, счастья и успехов во всех делах и начинаниях.

 

Коллектив ААНИИ и РАЭ

 

 50 лет станции Беллинсгаузен

БЕЛЛИНСГАУЗЕН 18/02/20
РАЭ БУГАЕВУ РАЭ ЛУКИНУ=

В ПОЛЯРНУЮ КОМИССИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
РОВНО 50 ЛЕТ НАЗАД, 22 ФЕВРАЛЯ 1968 ГОДА НА ОСТРОВЕ ВАТЕРЛОО (КИНГ ДЖОРДЖ) НАЧАЛА ДЕЙСТВОВАТЬ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «БЕЛЛИНСГАУЗЕН». НАЧИНАЯ С ЭТОГО ДНЯ, УЖЕ ПОЛВЕКА, БЕЗ ПЕРЕРЫВОВ, ДАЖЕ В САМЫЕ НЕПРОСТЫЕ ГОДЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ, СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ПОЛЯРНИКИ НЕСУТ СВОЮ ТРУДОВУЮ ВАХТУ ЗДЕСЬ, У САМОГО ДАЛЬНЕГО КРАЯ АНТАРКТИЧЕСКОГО МАТЕРИКА, НА ОДНОМ ИЗ ЮЖНЫХ ШЕТЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ.
НЕБОЛЬШОЙ ПОСЕЛОК, ВЫРОСШИЙ ЗА ЭТИ ГОДЫ НА БЕРЕГУ БУХТЫ АРДЛИ, ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЗДЕСЬ ВСЕМИ, КАК УГОЛОК САМОЙ РОССИИ, КАК ВИТРИНА НАШЕЙ РОДИНЫ. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ, ГОСТИ И СОСЕДИ, УЧЕНЫЕ И ТУРИСТЫ, ВИДЯТ В НАШЕЙ СТАНЦИИ ОТРАЖЕНИЕ ВСЕГО ТОГО, ЧЕМ ИЗВЕСТНА НАША СТРАНА, СО ВСЕМИ ЕЕ ДОСТОИНСТВАМИ И НЕДОСТАТКАМИ. НАС РАДУЕТ, КОГДА НАШИ ГОСТИ ЗАМЕЧАЮТ И ОТМЕЧАЮТ НАШИ ДОСТОИНСТВА И ОГОРЧАЕТ, КОГДА НА ГЛАЗА ИМ ПОПАДАЮТСЯ НАШИ НЕДОСТАТКИ. ПОЭТОМУ МЫ СТАРАЕМСЯ ТАК СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ И ТАК ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НАШУ РАБОТУ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЬ НАШУ ВЕЛИКУЮ РОДИНУ ТОЛЬКО С САМОЙ ЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ, ТАК ЧТОБЫ НАМ НЕ БЫЛО СТЫДНО ПЕРЕД ЛИЦОМ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ, 200 ЛЕТ НАЗАД ПРИШЕДШИХ ВПЕРВЫЕ В ЭТИ НЕГОСТЕПРИИМНЫЕ ВОДЫ НА СВОИХ НЕБОЛЬШИХ КОРАБЛЯХ И ОТКРЫВШИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЛЕДЯНОЙ КОНТИНЕНТ.
ЗДЕСЬ, НА ОСТРОВЕ, НА КОТОРОМ НАХОДИТСЯ 11 АНТАРКТИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ РАЗНЫХ СТРАН, МЫ РАБОТАЕМ В ОКРУЖЕНИИ ЛЮДЕЙ СО ВСЕГО МИРА. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЯМИ РАСПОЛАГАЮТ НЕ ТОЛЬКО К УЗНАВАНИЮ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ДРУГИХ СТРАН И НАРОДОВ, НАУЧНОМУ И МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ОБЩЕНИЮ, ДРУЖБЕ, НО В УСЛОВИЯХ ОТРЕЗАННОСТИ ОТ БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ К ВЗАИМОПОМОЩИ, СОТРУДНИЧЕСТВУ И ЧАСТО К ВЗАИМОВЫРУЧКЕ. НАША СТАНЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ СТАРОЙ ИЗ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОСТРОВЕ И ПОТОМУ ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ ВО МНОГОМ ПРИМЕРОМ ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТЫ ДЛЯ БОЛЕЕ МОЛОДЫХ СТАНЦИЙ. МЫ НАДЕЕМСЯ И ВЕРИМ, ЧТО ТАК БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ И В БУДУЩЕМ.
СЕЙЧАС, НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ СТАНЦИИ, НАШ НЕБОЛЬШОЙ КОЛЛЕКТИВ ЗИМОВЩИКОВ И УЧЕНЫХ – СЕЗОННИКОВ, ЗАКАНЧИВАЕТ СВОЙ СРОК ПРЕБЫВАНИЯ ЗДЕСЬ И УЖЕ НАЧИНАЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ВОЗВРАЩЕНИЮ НА РОДИНУ. СУДНО, КОТОРОЕ ДОСТАВИТ НАС ДОМОЙ, УЖЕ ВЫШЛО ИЗ НЕВСКОЙ ГАВАНИ И ДВИЖЕТСЯ В СТОРОНУ АНТАРКТИДЫ. ВСЕ БЛИЖЕ РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ ВСТРЕЧИ С РОДНОЙ ЗЕМЛЕЙ, С РОДНЫМИ И БЛИЗКИМИ. И УЖЕ СКОРО С БОРТА СУДНА МЫ УВИДИМ УДАЛЯЮЩУЮСЯ ПОЛОСКУ СУШИ СО ЗНАКОМЫМИ, ЗАПОМНИВШИМИСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОЧЕРТАНИЯМИ: АЛЬБАТРОС, КРЕСТЬЯНКА, СКАЛА НАД НЕФТЕБАЗОЙ, АРДЛИ, АЭРОПОРТ, ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. А В СЕРДЦЕ ОСТАНЕТСЯ ГРУСТЬ, ПЕРЕМЕШАННАЯ С РАДОСТЬЮ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ. А ПОТОМ ПРОЙДУТ ДНИ, НЕДЕЛИ И МЕСЯЦЫ, ЗАБУДУТСЯ МЕЛКИЕ НЕУРЯДИЦЫ И ВСЕ ПЛОХОЕ И ОСТАНУТСЯ ТОЛЬКО ТЕПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О НАШЕЙ СТАНЦИИ – СТАНЦИИ БЕЛЛИНСГАУЗЕН, И У МНОГИХ ИЗ НАС, КАК ЭТО УЖЕ БЫВАЛО НЕ РАЗ, ПОЯВИТСЯ ЖЕЛАНИЕ ВЕРНУТЬСЯ СЮДА, НА ЭТИ СУРОВЫЕ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, НЕПРИВЕТЛИВЫЕ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ, ТАКИЕ ТЕПЛЫЕ И УЖЕ ОБЖИТЫЕ МЕСТА.
МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТАМ, НА РОДИНЕ, ТАМ, ГДЕ ВЫ СЕЙЧАС СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ ОТМЕТИТЬ ЮБИЛЕЙ НАШЕЙ СТАНЦИИ, ТАМ МНОГО ТАКИХ ЛЮДЕЙ, ЛЮДЕЙ, В СЕРДЦАХ КОТОРЫХ УЖЕ ПОЯВЛЯЛОСЬ И ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ ЭТО ЧУВСТВО, ЛЮДЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ СТАНЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕН БЫЛА И ОСТАЕТСЯ ИХ ВТОРЫМ ДОМОМ, ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ, БУДЬ У НИХ ВОЗМОЖНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И СИЛЫ, ПРИЕХАЛИ БЫ СЮДА ВНОВЬ. А ЕЩЕ, В ЭТОМ ЗАЛЕ, ГДЕ ВЫ СОБРАЛИСЬ, ЕСТЬ, ВЕРОЯТНО, И ТЕ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО СЛЫШАЛИ О НАШЕЙ СТАНЦИИ ИЛИ ВИДЕЛИ ЕЕ НА ФОТОГРАФИЯХ И В КИНО, И КОТОРЫЕ ВСКОРЕ ПРИДУТ НАМ НА СМЕНУ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ НАШУ РАБОТУ. ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ, КОГДА ОНИ ПРИДУТ, И ОНИ ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ЗДЕСЬ ХОЗЯЕВАМИ, А НАШУ СТАНЦИЮ ВОСПРИНИМАЛИ СВОИМ ДОМОМ.
ПОЗВОЛЬТЕ ЖЕ, В ЭТОТ ДЕНЬ, ПОЗДРАВИТЬ НАС И ВСЕХ ВАС, СОБРАВШИХСЯ СЕГОДНЯ В ЭТОМ ЗАЛЕ, И ЗАСЛУЖЕННЫХ ПОЛЯРНИКОВ И ТЕХ, КТО ТОЛЬКО ИМИ СТАНЕТ В БУДУЩЕМ, И ТЕХ, КОМУ ПРОСТО НЕБЕЗРАЗЛИЧНА И ИНТЕРЕСНА АНТАРКТИДА, С НАШИМ ОБЩИМ ПРАЗДНИКОМ – 50-ЛЕТИЕМ СТАНЦИИ БЕЛЛИНСГАУЗЕН – ФОРПОСТОМ РОССИИ В ЗАПАДНОЙ АНТАРКТИКЕ!
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ И ПОЗДРАВИМ С НАШИМ ПРАЗДНИКОМ ТЕХ, КТО ЗДЕСЬ РАБОТАЛ И ЗИМОВАЛ, ЗДРАВСТВУЮЩИХ И УЖЕ УШЕДШИХ, ПОЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГИХ ЛЕТ ПЕРВЫМ И ПОМЯНЕМ ДОБРЫМ СЛОВОМ ВТОРЫХ.
ПЕРЕДАЙТЕ ТАКЖЕ ОТ НАС ПРИВЕТ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПЕРВОМУ НАЧАЛЬНИКУ СТАНЦИИ БЕЛЛИНСГАУЗЕН, СТАРЕЙШЕМУ РОССИЙСКОМУ ПОЛЯРНИКУ АРНОЛЬДУ БОГДАНОВИЧУ БУДРЕЦКОМУ И ВСЕМ НЫНЕ ЗДРАВСТВУЮЩИМ БЫВШИМ НАЧАЛЬНИКАМ НАШЕЙ СТАНЦИИ – О. С. САХАРОВУ, К. К. ЛЕВАНДО, В. Л. МАРТЬЯНОВУ, А. Н. ЧИЛИНГАРОВУ И МНОГИМ ДРУГИМ.
С АНТАРКТИЧЕСКИМ ПРИВЕТОМ,
КОЛЛЕКТИВ 62 ЗИМОВОЧНОГО И 63 СЕЗОННОГО ОТРЯДОВ РОССИЙСКОЙ АНТАРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СТАНЦИИ БЕЛЛИНСГАУЗЕН.

180220-01 АПС ИДРИСОВ-

 

 Очередной антарктический рейс НЭС     «Академик Федоров»

26 октября 2017 г. от причала Морского торгового порта Санкт-Петербурга в рейс по программе 63-й РАЭ выходит научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. Ведет судно в рейс капитан дальнего плавания Олег Георгиевич Калмыков. Руководит рейсом начальник сезонной РАЭ Владимир Николаевич Чурун. На борту судна отправятся в рейс 92 участника экспедиции и около 2000 тонн груза для российских станций и полевых баз. В конце ноября, когда судно зайдет в Кейптаун, к участникам экспедиции присоединятся еще более 60 отечественных и зарубежных специалистов, которые прибудут в этот порт рейсовыми самолетами. В Кейптауне будут погружены свежие продукты, а часть оборудования выгружена для ускоренной доставки в Антарктиду рейсами Ил-76.

По сложившейся схеме работы очередной экспедиции в Антарктиде начинает отряд сотрудников РАЭ, прибывающий на станцию Новолазаревская из Кейптауна (ЮАР) на борту самолёта Ил-76. Такой рейс запланирован на 27 октября, а передовой отряд состоит из 16 человек. С организации этого полета будут начаты операции 63-й РАЭ. Большая часть отряда следует на станцию Прогресс, где необходимо в кратчайшие сроки подготовить санно-гусеничный поход на внутриконтинентальную станцию Восток для поддержания её жизнеспособности и подготовить условия для выполнения сезонных научных программ, в том числе связанных с изучением подледникового озера.
Воздушный мост между Кейптауном и Антарктидой будет работать на протяжении всего антарктического сезона, будет выполнено 16 полетов в рамках международной авиационной программы ДРОМЛАН, организованной на корпоративной основе национальными антарктическими программами Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, ЮАР и Японии.
Из Кейптауна «Академик Федоров» направится в море Рисен-Ларсена к району расположения береговой базы бельгийской антарктической программы для доставки оборудования, предназначенного для обустройства взлётно-посадочной полосы, необходимой для выполнения полёто. В середине декабря судно встанет на рейд полевой базы Молодёжная для развёртывания сезонных работ, доставки строительных модулей и снабжения базы белорусской антарктической экспедиции. В последней декаде декабря судно будет находиться в заливе Прюдс, где расположена станция Прогресс. Предстоит сложная операция по передаче топлива на станцию в условиях загромождения акватории айсбергами и их обломками, возникшими в результате отколов от ледников за последние два года.
В канун Нового Года судно прибудет на рейд станции Мирный, где будут выполняться запланированные сезонные работы, в числе которых сборка самолёта Ан-2. Самолёт необходим для выполнения программы аэрогеофизических исследований на полигоне расположенном на Земле Вильгельма II. Дальнейшие операции по развёртыванию сезонной полевой базы Оазис Бангера планируется выполнять из бухты Миловзорова (море Моусона), где также будут выполнены океанологические работы. Завершение сезонных программ в этом районе планируется 8 февраля после чего судно проследует в залив Прюдс. Здесь до 19 февраля судно будет принимать на борт исполнителей сезонных программ и завершивших зимовку полярников, в том числе и со станции Восток, которых доставят на станцию Прогресс самолётом. Из залива Прюдс маршрут судна проложен на рейд полевой базы Молодёжная, где произойдёт передача эстафеты выполнения сезонной программы 63-й РАЭ судну «Академик Трёшников», которое отправится в рейс из Санкт-Петербурга 12 января 2018 г.. После встречи судов «Академик Фёдоров» направится в Кейптаун и затем в Санкт-Петербург, куда по плану прибудет 7 апреля 2018 г., В течение марта «Академик Трёшников» обеспечит снабжение станций Новолазаревская и Беллинсгаузен и выполнит океанологические работы. Возвращение судна «Академик Трёшников» в Санкт-Петербург запланировано на 4 мая 2018 г..

Начальник отдела
оперативного управления РАЭ                                                                    В.А.Кучин


                                                    



Полярники из РФ и Южной Америки посмотрели "Сталинград" в Антарктиде.

Серия некоммерческих премьер фильма "Сталинград", организованная институтом, приурочена, прежде всего, к 70-летию Победы (многие латиноамериканские страны входили в антигитлеровскую коалицию и даже принимали участие в боевых действиях).

БУЭНОС-АЙРЕС, 22 дек — РИА Новости, Олег Вязьмитинов.Некоммерческая премьера фильма "Сталинград" прошла на российской антарктической базе "Беллинсгаузен" на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), который вместе с российским полярниками "делят" их коллеги из латиноамериканских стран, сообщил РИА Новости Сергей Брилев, президент Института Беринга-Беллинсгаузена по изучению обеих Америк — неправительственной организации, которая стала организатором кинопоказа.

Глава Росгидромета: у нас будет много экспедиций

Серия некоммерческих премьер "Сталинграда", организованная институтом, приурочена, прежде всего, к 70-летию Победы (многие латиноамериканские страны входили в антигитлеровскую коалицию и даже принимали участие в боевых действиях). Премьеры также приурочены к нескольким знаковым юбилеям: к 195-летию открытия Антарктиды россиянином Беллинсгаузеном, 55-летию международного Антарктического договора, 35-летию присоединения к нему Уругвая, 70-летию дипломатических отношений Москвы и Сантьяго, а также 130-летию прибытия в Буэнос-Айрес первого дипломатичного посланника Российской империи Александра Ионина. Первая из некоммерческих премьер прошла на российской антарктической станции "Беллинсгаузен". "Фактически наше мероприятие стало мероприятием, на котором собрались специалисты российской базы "Беллинсгаузен", уругвайской базы "Артигас" и чилийской базы "Эдуардо Фрей". Кроме того, присутствовали и немцы, потому что на нашей станции работают и немецкие ученые", — сообщил по телефону Брилев. По его словам, всего на премьере было около 70 человек — две трети от полярников, которые работают на этих базах. Отвечая на вопрос, как отреагировали зрители на премьеру, Брилев заметил, что полярники "говорили очень приятные вещи". "Владимир Чурун — начальник российской станции "Беллинсгаузен" — всячески подчеркивал, что братство полярников существовало всегда, и что на этой территории, как нигде, понятен этот фильм, сделанный бывшими врагами — немцами, американцами, россиянами вместе", — сказал Брилев.

"Потому что они сами — полярники в Антарктиде — представляют страны, которые не всегда были связаны дружескими отношениями, например, Советский Cоюз и антикоммунистические хунты стран Южной Америки. Полярники всегда друг с другом ладили", — продолжил Брилев. То же самое, по его словам, говорил и начальник уругвайской станции "Артигас". "Полярники говорили, что их отличают братские отношения, несмотря ни на какие перипетии ни в двусторонних отношениях, ни во внешней политике", — заметил Брилев. При этом, по словам главы российской антарктической станции Чуруна, база "Беллинсгаузен" "превращается в центр не только научной, но и культурно-просветительной работы". Так, премьера "Сталинграда" на базе прошла незадолго после открытия виртуального филиала Русского музея. Следующая некоммерческая премьера пройдет в Антарктическом институте Чили в городе Пунта-Аренас. Фильм увидят те чилийские полярники, которые находятся не на вахте в Антарктиде, а в своем центральном офисе. Позже "Сталинград" увидит широкая публика из Чили, Уругвая и Аргентины. Кроме организатора некоммерческих премьер, Института Беринга-Беллинсгаузена по изучению обеих Америк, соорганизаторами показа выступили Российский Институт Арктики и Антарктики, Антарктический институт Уругвая, Антарктический институт Чили, МИД РФ, Министерство культуры РФ, телеканал "Россия", Национальное ТВ Чили, издающееся "Российской газетой" приложение Russia Beyond the Headlines (в Южной Америке выходит в Аргентине, Бразилии и Уругвае), а также ряд коммерческих спонсоров.

22.01.15 19 января был открыт геологический лагерь в районе горного массива Раимилл в южной части гор Принц Чарльз, удаленный на 450 км к юго-западу от полевой базы Дружная-4 в точке с координатами 75° 59’ ю.ш., 65° 49’ в.д. Состав лагеря: 5 человек, два балка, одна палатка, снегоход, снего-болотоход, геофизическая аппаратура, средства связи, продукты и все необходимое. Геологи приступили к работе. Проведены аэровизуальные наблюдения   в объеме  150 пог. км.   В рамках аэрогеофизических работ с помощью самолета АН-2 пройдено 8 рядовых съёмочных маршрутов,  что составляет 1720 пог. км.  НИС «Ак. Ал. Карпинский» на своем переходе от порта Лиссабон в Кейптаун провёл испытания новой сейсмической косы и магнитометра,  установленных при модернизации судна.  По состоянию на 21 января судно находилось в точке с координатами 12˚31'' ю.ш., 0˚37'' в.д. Ориентировочный приход судна в Кейптаун  планируется на 28 января.

ПО ПУТИ ВЫДАЮЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ФЛОТОВОДЦЕВ-ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ АНТАРКТИДЫ

 28 января 2015 исполняется 195 лет со дня открытия моряками Русской Южно-Полярной экспедиции шестого континента планеты – Антарктиды. В этот день моряки шлюпа «Мирный» под командованием М.П. Лазарева впервые увидели материковый холмистый лед, который простирался на юг до видимого горизонта. Через два дня к другой точке побережья неизвестного до той поры ледяного континента подошел экипаж другого шлюпа экспедиции - «Восток» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена. Русским морякам не удалось высадиться на ледяной берег, однако, они были первыми людьми, которые увидели его и описали. В начале XIX века человечество еще не владело фотографией и видеосъемкой, поэтому первые свидетельства о том, что представляет из себя Terra Australis были сделаны художником экспедиции Павлом Михайловым. Его работы хранятся в запасниках Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга. После открытия в конце января 1820г. моряки Русской экспедиции еще несколько раз подходили к берегам Антарктиды (в то время континент еще не имел этого названия и получил его только в 1886 г.), обойдя неизвестный материк в восточном направлении. В конце 1820 - начале 1821 г. участники экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева открыли остров Петра I, Землю Александра I на западном побережье Антарктического полуострова и многочисленные острова Южно-Шетландского архипелага, дав им русские названия в честь побед отечественных воинов на полях сражений с армией Наполеона Бонапарта в 1812-1814 гг.

Факт первооткрывательства русской экспедицией Антарктиды много лет оспаривался британскими и американскими историками. Труды подобной направленности издаются до сих пор, и, конечно, они находят своих приверженцев. Однако, работы отечественных специалистов, основанные на скрупулёзном изучении маршрутных карт, судовых журналов и штурманских расчетов офицерского состава шлюпов "Восток" и "Мирный", убедительно доказывают справедливость достижений наших флотоводцев и их первенство в крупнейшем географическом открытии XIX века. Наиболее подробное и убедительное доказательство этого представлено в монографиях Михаила Белова, опубликованное в 1960-х годах и Александра Овлащенко - в 2014 г. Последний автор, хотя и проживает в суверенной Латвии, является честным и справедливым исследователем и настоящим российским патриотом.

В наши дни в антарктических водах работает научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Его экипаж и научные специалисты выполняют работы и исследования по программе 60-й Российской антарктической экспедиции. Сегодня НЭС "Академик Федоров" завершает океанографический разрез по 70-му градусу в.д.  и направится на рейд антарктической станции Прогресс. На эту станцию в конце января - начале февраля 2015 г. самолетом прибудут участники экспедиции, завершившие свои исследования на внутриконтинентальной станции Восток для того, чтобы прибыть на борт судна, которое направиться в порт Кейптаун. В этом порту завершится первый этап 60-й сезонной РАЭ. 21-25 февраля приняв на борт сотрудников станций Новолазаревская и Беллинсгаузен, а также пополнив судовые запасы топлива, пресной воды и продовольствия НЭС "Академик Федоров" вновь отправится к берегам шестого континента, пробыв там до начала апреля. На завершающем этапе экспедиции последователи выдающихся русских первопроходцев Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева будут работать именно в тех районах Антарктики, где впервые был открыт шестой континент и завершен первый антарктический вояж русского флота.

Сегодня 28 января с.г. научно-исследовательское судно "Академик Александр Карпинский" Полярной морской геологоразведочной экспедиции Роснедр заходит в порт Кейптаун, завершив переход из Санкт-Петербурга, начатый в конце декабря 2014 г. Это судно также будет работать в Антарктике по программе морских геолого-геофизических исследований 60-й РАЭ. Перед выходом в Антарктику на этом судне были завершены крупные работы по его модернизации и установки нового научного оборудования. В период перехода НИС "Александр Карпинский" из Петербурга в Кейптаун были завершены все работы по проверке и тестированию современного приборного исследовательского комплекса. После нескольких дней стоянки в Кейптауне судно направится в антарктическое море Космонавтов для проведения научных исследований.

Пожелаем же современным антарктическим морякам и  исследователям успехов и удачи в их нелегком и таком благородном деле.

                                                                                                                                                                                                                 Заместитель директора ААНИИ Начальник РАЭ          Лукин В.В.

На 12.02.15 Продолжались работы геологов  в южной и восточной частях горного массива Раимилл. Выполнено геологическое изучение горы Блумфилд. В рамках аэрогеофизических работ выполнено 5 рядовых и 4 секущих маршрутов полетов самолета АН-2. 

На 12.03.15    05 марта в район моря Лазарева для снабжения станции Мейтри, прибыло судно «Иван Папанин», зафрахтованное Индийской антарктической экспедицией. В связи со сложной ледовой обстановкой в районе расположения топливных баз станции Новолазаревская и индийской станции Мейтри, была проведена ледовая разведка с помощью вертолета КА-32, базирующегося на этом судне. В ледовой разведке приняли участие начальник станции Новолазаревская и два российских гидролога. Было установлено, что 4-5 марта трехлетний припайный массив в бухте Белая, достигший к этому времени толщины более 4-х метров, был полностью разрушен и теперь в район топливной базы станции Новолазаревская имеется возможность беспрепятственного подхода НЭС «Академик Федоров». В то же время, южная часть залива Ленинградский, где расположена береговая база индусов, по-прежнему занята припайным льдом, поэтому т/х «Иван Папанин» пришвартовался на северо-западной оконечности мыса Острого, откуда нашим индийским коллегам придется организовывать транспортировку топлива походами на удалении более 25 км.

05 марта в связи с резко изменившимися ледовыми условиями, оказалась полностью закрытой северо-восточная полынья моря Уэдделла, в результате чего английское экспедиционное судно «Дж. Кларк Росс» не смогло пробиться к району британской станции Халли для вывоза сезонного состава. В этой ситуации руководство Британской антарктической программы попросило АЛСИ, как воздушного оператора системы Дромлан, вернуть в Антарктику  самолет БТ-67, который на тот момент уже возвращался на свою базу в Канаде и находился в районе Эквадора. Самолет были развернут и 11 марта он выполнил 2 рейса между британскими станциями Ротера и Халли, с помощью которых на станцию Ротера был вывезен весь сезонный состав. 12 марта самолет БТ-67 планирует вылететь со станции Ротера в Пунта-Аренас (Чили) для дальнейшего перелета на свою базу в Канаде.

На 14.05.15 На всех антарктических станциях прошли мероприятия, посвященные празднованию 70-летия победы. В этих мероприятиях на станциях Прогресс приняли участие сотрудники соседней китайской станции Зонг-Шан, на станции Новолазаревская – представители соседней индийской станции Мейтри, а на станции Беллинсгаузен – сотрудники соседних чилийской и уругвайской станций.

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ

18 мая к одному из причалов Морского торгового порта г. Санкт-Петербурга пришвартуется научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, которое возвращается из антарктического рейса по программе 60-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан дальнего плавания Дмитрий Александрович Карпенко, начальник экспедиции – Владимир Александрович Кучин, руководитель рейса – начальник 59-й зимовочной РАЭ Михаил Викторович Бугаев. На борту судна находятся 94 участника 59-й и 60-й РАЭ и 71 член экипажа. В этот рейс НЭС «Академик Федоров» вышел 08 ноября 2014 г. Маршрут его плавания проходил через следующие порты и антарктические станции: Санкт-Петербург – Бремерхафен (Германия) – Кейптаун (ЮАР) – полевая база Молодежная (Антарктида) – станция Прогресс – станция Мирный – станция Прогресс – Кейптаун – станция Прогресс – полевая база Молодежная – станция Новолазаревская – станция Беллинсгаузен – Байя-Бланка (Аргентина) – Бремерхафен – Санкт-Петербург. Рейс продолжался 191 сутки. Маршрут плавания составил 34523 морские мили, из них 14000 морских миль в айсберговых водах Южного океана, из которых 3500 морских миль непосредственно во льдах. Во время плавания с борта судна выполнялись океанографические, гидробиологические, метеорологические, озонометрические и гидрографические наблюдения, было выполнено 77 океанографических станций, из них 46 с отбором проб на гидрохимические анализы, а также 11609,3 морских миль попутного гидрографического промера. Взято 97 проб грунта на антарктических станциях. Исследования 60-й РАЭ были организованы в рамках подпрограммы «Организация и обеспечение работ и исследований в Антарктике» Государственной программы «Охрана окружающей среды».

В выполнении научных проектов по Программе 60-й РАЭ (всего 74 проекта) принимали участие специалисты 32-х научно-исследовательских, научно-образовательных и научно-производственных организаций, представляющих Росгидромет, Роснедра, Росреестр, Рокосмос, Росрыболовство, Росатом, Росавиацию, Минобрнауки России, Минобороны России, Минкультуры России и Российскую академию наук. Сезонные проекты в период с ноября 2014 г. по апрель 2015 г. выполнялись на российских антарктических станциях Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, полевых базах Молодежная и Дружная-4, на некоторых иностранных антарктических станциях, а также на НЭС «Академик Федоров» и НИС «Академик Александр Карпинский» Полярной морской геологоразведочной экспедиции Роснедр. Все сезонные программы выполнены в полном объеме. В настоящее время в Антарктиде продолжают работать сотрудники 60-й зимовочной РАЭ на круглогодично действующих станциях Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, где основное внимание уделяется вопросам мониторинга окружающей среды Антарктики, ремонту станционных объектов и охране окружающей среды региона. Начальник 60-й зимовочной РАЭ Андрей Васильевич Воеводин совмещает эту должность с должностью начальника станции Новолазаревская.

Авиационное обеспечение работ сезонной 60-й РАЭ выполнялось вертолетами КА-32 и самолетом Ан-2 предприятия «Авиалифт Владивосток», канадским самолетом DC-3 ВТ-67 Турбобаслер. Межконтинентальные рейсы из Кейптауна на ледовый аэродром станции Новолазаревская (всего 10 рейсов) проводились на самолете Ил-76ТД под управлением экипажа московского ГосНИИ Гражданской авиации.

К наиболее интересным результатам 60-й сезонной РАЭ можно отнести:

  1. Повторное вскрытие подледникового озера Восток 25 января 2015 г. через глубокую ледяную скважину на станции Восток. Первая подобная операция была выполнена 5 февраля 2012 г. Тогда вода из подледникового озера поднялась вверх по стволу скважины на 373 м и за счет охлаждения на боковых стенках ледяной скважины замерзла. Повторное бурение «свежезамороженного» льда было выполнено в интервале глубин 3406-3460 м в последующем сезоне 2012-2013 гг., после чего буровой снаряд отклонился от прежнего вертикального положения скважины и вошел в ее боковую стенку. Новое проникновение в озеро было выполнено на глубине 3769 м 15 см, т.е. на 15 см выше, чем в 2012 г. В морозильных камерах НЭС «Академик Федоров» в лаборатории ААНИИ и Петербургского института ядерной физики (г. Гатчина) доставляются образцы нового ледяного керна, который будет использован для изотопных, геохимических, гляциологических и микробиологических исследований. На этот раз буровым специалистам Санкт-Петербургского Горного университета удалось проконтролировать высоту подъема воды из скважины, которая составила около 70 м.
  2. С декабря 2014 г. по март 2015 г. на российских антарктических станциях Мирный, Прогресс, Новолазаревская и полевой базе Молодежная были выполнены уникальные работы по удалению из Антарктиды радиоизотопных термоэлектрогенераторов, (РИТЭГ) которые были доставлены в различные антарктические пункты в 70-80-е годы ХХ века для электро-обеспечения работы автоматических метеорологических и геофизических станций. Один из таких РИТЭГов был извлечен из-под 6-метровой толщи снега на куполе Б, находящемся на удалении около 1400 км от станции Прогресс. Эта работа выполнялась сотрудниками специально подготовленного санно-гусеничного похода. РИТЭГи доставляются в Россию для последующей их утилизации на специализированных предприятиях Росатома. Данные работы осуществлялись в рамках совместного российско-американского проекта, что весьма символично для современных осложнений в отношениях между нашими странами.
  3. Чрезвычайно интересные работы проводились специалистами Института физических и биологических проблем почвоведения РАН совместно с новозеландскими коллегами в антарктическом оазисе Сухие Долины у побережья моря Росса, где располагаются самые древние мерзлые породы на Земле. Предварительно их возраст оценивается более 30 млн. лет. Данный вид исследований имеет важнейшее прикладное значение для будущих поисков следов органической жизни в полярных шапках Марса. Российскими специалистами было пробурено несколько исследовательских скважин в мерзлых породах и установлены в них датчики регистрирующие изменения физических свойств таких пород. Отобранные образцы мерзлых почв и осадочных пород будут анализироваться в лабораториях Москвы и Крайсчерча (Новая Зеландия) на определение их возраста и микробиологическое разнообразие.
  4. На станции Беллинсгаузен в рамках международного проекта МАГАГЭ выполнялись палеогеографические исследования донных отложений антарктических озер и освободившихся от ледников в процессе потепления климата территорий побережья о Ватерлоо (о. Кинг Джордж). Россию в этом проекте представляли специалисты ААНИИ и Московского Государственного университета. Лабораторный анализ полученных результатов будет выполняться с помощью новых методик, разработанных в МАГАТЭ.
  5. Российская общественная организация «Институт Беринга – Беллинсгаузена» в декабре 2014 г. совместно с Минкультуры России провела важную культурно-просветительскую акцию в Уругвае, Аргентине и Чили, организовав просмотр нового российского фильма «Сталинград». Эта акция проводилась в канун празднования 70-летия великой Победы над фашистской Германией и 195-летия открытия Антарктиды Русской Южно-полярной экспедицией под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. В рамках этого проекта на российской антарктической станции Беллинсгаузен был организован коллективный просмотр фильма «Сталинград» с субтитрами на испанском языке, на который были приглашены сотрудники близко расположенных латиноамериканских антарктических станций Чили, Уругвая и Аргентины. Данное мероприятие проводилось при логистической поддержке РАЭ.

После возвращения НЭС «Академик Федоров» из Антарктиды все участники экспедиции будут сдавать отчетные материалы по программам своих работ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Начальник РАЭ     В.В. Лукин

14 мая 2015 г. в ААНИИ прошло рабочее совещание, посвященное вопросам продолжения российско-германских совместных научных работ во  внутриконтинентальных районах Антарктиды (район подледникового озера Восток) с помощью наземных и авиационных средств измерений для гляциологических и геодинамических исследований. В совещании приняли участие сотрудники ААНИИ, ПМГРЭ, ОАО «Аэрогеодезия, а  также специалисты из Дрезденского университета и Института морских и полярных исследований им. «Альфреда Вегенера» (Бремерхафен, Германия). В связи с запланированным сокращением   внутриконтинентальных работ РАЭ в будущий сезонный период 61 РАЭ, совместные работы с немецкими коллегами намечено продолжить в сезонный период 2016-2017 гг.

18-20 мая в Бремерхафене (Германия) прошло очередное совещание по итогам работ международной антарктической авиационной программы «Дромлан».  В целом, несмотря на сохраняющиеся нерешенные вопросы, представители 11-ти национальных  антарктических программ, включая РАЭ, решили продолжать поддерживать эту корпоративную транспортную систему и в следующем антарктическом сезоне. 


Очередной антарктический рейс НЭС «Академик Федоров»

 В конце дня 29 октября 2015 г. от причала Петербургского контейнерного терминала Морского порта Санкт-Петербурга в свой очередной рейс уходит научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета с целью выполнения Программы наблюдений и работ 61-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна – капитан дальнего плавания Стецун Игорь Юрьевич, начальник сезонной 61-й РАЭ Киселев Владимир Васильевич, начальник зимовочной 61-й РАЭ Серов Дмитрий Геннадьевич. Экипаж судна – 74 человека, 96 человек - участники 61-й РАЭ, в том числе участники зимовочного состава 61-й РАЭ станций Мирный, Прогресс, Восток. НЭС «Академик Федоров» проследует по маршруту Санкт-Петербург (29 октября с. г.) – Бремерхафен, Германия (3-6 ноября с. г.) – Кейптаун, ЮАР (27-30 ноября с. г.) – станция Прогресс (23-28 декабря с. г.) – станция Мирный (2-6 января 2016 г.) – океанографические работы (12-18 января 2016 г.) - станция Прогресс (20 января – 15 февраля 2016 г.) – Кейптаун (27 февраля – 2 марта 2016 г.). После второго захода в порт Кейптаун планируется выполнение договорных научно-исследовательских работ в районе острова Буве, расположенного в южной Атлантике. Поэтому дата возвращения судна в Санкт-Петербург в настоящее время окончательно не определена. В период захода НЭС «Академик Федоров» в конце ноября в порт Кейптаун к участникам 61-й РАЭ присоединятся еще 48 человек, прилетающих в Кейптаун рейсовыми самолетами. Среди них коллектив авиаотряда и тех научных организаций, которые смогли приобрести авиабилеты на этот перелет для своих сотрудников – участников РАЭ. Следующая группа полярников отбывает в Антарктику на борту НЭС «Академик Трешников» ААНИИ Росгидромета в конце января 2016 г. из Санкт-Петербурга. Кроме этого в работах по выполнению Программы 61-й РАЭ примут участие научно-исследовательское судно «Академик Александр Карпинский» Полярной морской геологоразведочной экспедиции Роснедр и океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» Гидрографической службы Балтийского флота ВМФ России. Предварительными датами их выхода в море определены 14 и 6 ноября соответственно. Программа работ и наблюдений 61-й РАЭ на 2015-2017 гг. была рассмотрена и утверждена на заседании Коллегии Росгидромета 21 октября с. г. Она включает в себя 56 научных проектов, представленных 28-ю научно-исследовательскими, научно-образовательными и научно-производственными организациями Росгидромета, Роснедр, Росреестра, Росрыболовства, Росатома, Росавиации, Минобрнауки России, Минобороны России, Минпромторга России, Минкультуры России и Российской академии наук. Эти работы будут выполняться на круглогодично действующих станциях Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен и сезонной полевой базе Дружная-4 и на четырех экспедиционных судах. По сравнению с предыдущей 60-й РАЭ Программа работ сократилась на 14 проектов и три научные организации. Однако, она по-прежнему остается одной из ведущих в международном антарктическом сообществе. Акцент российских ученых в летнем антарктическом сезоне 2015-2016 гг. сместится в сторону морских исследований Южного океана по сравнению с исследованиями шестого континента. В силу различных причин временно будут приостановлены работы по изучению подледникового озера Восток, при этом, исследования в глубокой ледяной скважине на станции Восток будут проводиться в круглогодичном цикле без выполнения бурения ледяного керна. Авиационная поддержка работ 61-й РАЭ будет проводиться специалистами компании «Авиалифт-Владивосток», которая по договору направляет в Антарктику два вертолета КА-32 и самолет Ан-2 на лыжных шасси. Внутриконтинентальные полеты на станцию Восток будут выполняться в помощью арендованного самолета DC-3 ВТ-67 Турбобаслер под управлением канадского экипажа, а межконтинентальные полеты между Кейптауном и ледовым аэродромом станции Новолазаревская – на самолете Ил-76ТД 90ВД российской авиакомпании «Волга-Днепр» под управлением экипажа летчиков-испытателей Государственного НИИ Гражданской авиации. В начале ноября будет выполнен первый испытательный полет этого нового для Антарктики типа воздушного судна, по результатам которого в Руководство по его летной эксплуатации будут внесены необходимые коррективы. С ноября 2015 г. по февраль 2016 г. планируется выполнить 10 межконтинентальных полетов между Южной Африкой и Антарктидой в рамках международной авиационной программы ДРОМЛАН, которая на корпоративной основе образована национальными антарктическими программами Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов, России, Финляндии, Швеции, ЮАР и Японии. Общее число участников экспедиции составляет: 110 человек зимовочного состава, 120 человек – сезонного состава, 373 человек – члены экипажей морских судов, 32 человека – члены экипажей воздушных судов, 30 человек - прикомандированные специалисты и 27 человек - иностранные ученые из Белоруссии, Германии, Польши и США. Участникам 61-й РАЭ посчастливится отметить 60-летие начала регулярных исследований Антарктики нашей страной непосредственно на шестом континенте и в окружающих его морях Южного океана. Это событие произойдет 13 февраля 2016 г., когда ровно 60 лет назад над первой советской антарктической станцией Мирный был поднят государственный флаг СССР.

  Зам. директора ФГБУ «ААНИИ  начальник РАЭ                                                                            В.В. Лукин

 

Военные гидрографы России возвращаются в Антарктику.

06 ноября 2015 г. из Кронштадтского порта в свой очередной научный рейс вышло океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Адмирал Владимирский» Гидрографической службы Балтийского флота ВМФ России. Капитан судна Александр Вячеславович Пышкин. В программе рейса выполнение гидрографических, океанографических и метеорологических исследований на акваториях Атлантического, Индийского и Южного океанов. Антарктический раздел рейса будет выполняться в рамках Программы 61-й Российской антарктической экспедиции, утвержденной 22 октября 2015 г. Эти работы будут выполняться в январе-марте 2016 г. на акваториях морей Лазарева, Космонавтов и Содружества.

Исторически все работы, связанные с гидрографическим и картографическим обеспечением безопасности мореплавания отечественных судов на акватории Мирового океана, осуществляется Гидрографической службой ВМФ России. ОИС «Адмирал Владимирский» имеет богатые традиции работ и исследований в антарктических водах. В летнем антарктическом сезоне 1982-1983 гг. это судно вместе с ОИС «Фаддей Беллинсгаузен» выполнило кругосветное плавание в Южном полярном регионе по маршруту легендарного рейса российских шлюпов «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1819-1821 гг. Символично, что на экономически сложном этапе деятельности нашего государства Минобороны России нашло возможность для организации крупномасштабного исследовательского рейса ОИС «Адмирал Владимирский» с целью решения практических задач по обеспечению вопросов безопасности мореплавания отечественного флота в южных полярных водах.

Безусловно, важнейшим направлением исследований по программе этого рейса будут промерные гидрографические работы и обеспечивающие их точность – океанографические исследования. Необходимо принимать во внимание, что возможность выполнения этих работ будет непосредственно связана с характеристикой ледовых условий по маршруту плавания судна. В связи с этим, Арктический и антарктический НИИ Росгидромета направил в состав научной группы ОИС «Адмирал Владимирский» своего эксперта по ледовому плаванию судов Евгения Анашкина и океанолога Александра Артамонова.

Возвращение отечественных военных гидрографов в воды Антарктики в очередной раз подчеркивает важность концептуальных основ новой Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом В.В. Путиным 26 июля 2015 г. в г. Балтийске на борту фрегата «Адмирал Горшков».

Зам. директора ААНИИ                                                                                                                         Начальник РАЭ         В.В. Лукин

Распоряжением Правительства Российской Федерации  «за разработку теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения и реализацию их в условиях ледников Антарктиды с целью определения закономерностей изменения палеоклимата и биосферы Земли» присуждена премия Правительства Российской Федерации за 2015 год в области науки и техники следующим сотрудникам: Васильеву Н.И., Дмитриеву А.Н., Загривному Э.А., Соловьеву Г.Н. – сотрудникам ФГБОУ ВПО «Национальный минеральной сырьевой университет «Горный»; Данилову А.И., Липенкову В.Я., Лукину В.В., Саватюгину Л.М. – сотрудникам ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».(28.10.2015)

На внутриконтинентальной франко-итальянской станции «Канкордия» начаты совместные франко-российские гляциологические исследования, в которых принимает участие сотрудник 61 РАЭ из ААНИИ, в частности исследуется изотопный состав снежной толщи.(17.12.2015)

15 декабря со станции Зонг-Шан (в районе станции Прогресс) вышел китайский санно-гусеничный поход на сезонную базу Кунь-Лунь (Купол А). Цель похода - доставка бурового оборудования и начало бурения ледника в районе самой высокой точке антарктического ледникового щита (около 4100 м над уровнем моря), где китайские специалисты намерены получить самый древний по происхождению лед на планете. (17.12.2015).