разработан в DVG Group

Лазарев М. П.

ЛАЗАРЕВ, Михаил Петрович - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал русского флота, родился в дворянской семье 3 (14) ноября 1788 года в городе Владимире, умер 11 (23) апреля 1851 года в Вене, похоронен в Севастополе.

Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Служба братьев Лазаревых в Военно-морском флоте началась 25 января 1800 г., когда был отдан приказ по Морскому корпусу, в котором говорилось: «Государь император указать соизволил умершего сенатора тайного советника Лазарева трех сыновей: 1, 2, 3-го определить в Морской кадетский корпус».

По инициативе передовых офицеров флота был расширен круг изучаемых в корпусе дисциплин с целью формирования более высокого общенаучного и культурного уровня офицерского состава. Началось преподавание физики, всеобщей и русской истории, географии, расширились курсы кораблевождения, морской практики и теории морского искусства. За время обучения в Морском корпусе Михаил Лазарев зарекомендовал себя как высокодисциплинированный и любознательный учащийся, отличавшийся хорошими способностями, глубоким пониманием и прочным усвоением изучаемых дисциплин и прилежным отношением к учебе. Особый интерес он проявил к географии и военно-морским дисциплинам. Много читал сверх того, что задавали для самостоятельной работы. Все это позволило ему в мае 1803 г. успешно сдать экзамены на получение звания гардемарина. Из 32 кадетов, сдававших экзамены, которые принимала комиссия во главе с академиком П. Я. Гамалея, Михаил Лазарев по глубине знаний учебных дисциплин был поставлен в списке сдававших экзамен третьим и переведен в гардемарины.

Для прохождения первой учебной практики 14-летний Михаил Лазарев был направлен на Балтийское море. Практика проводилась на корабле «Ярослав», входившем в состав учебного отряда Морского корпуса, возглавляемого в то время известным мореплавателем и гидрографом контр-адмиралом ГА. Сарычевым. Корабли отряда плавали в основном в Финском заливе. Гардемарины приобретали навыки в астрономических наблюдениях, навигационном определении местоположения корабля по береговым ориентирам и осваивали на практике морское дело и прежде всего — работу с парусами.

После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером на английский флот для прохождения морской практики, где он и находился до 1808 года. В первый же год пребывания в Англии ему довелось стажироваться на адмиральском корабле знаменитого английского флотоводца Нельсона, участвовал в Трафальгарском сражении (1805) Более пяти лет Лазарев провел в непрерывных плаваниях в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, а на судах Ост-Индской компании получил он и боевое крещение в схватках с французскими "приватирами" (пиратами). В декабре 1805 г. М. П. Лазарев вместе с другими гардемаринами-стажерами без экзамена был произведен в офицеры — ему присвоили звание мичмана с условием сдачи экзамена на первый офицерский чин по возвращении на Родину. Весной 1808 г., после пятилетней стажировки, гардемарины вернулись в Петербург, где им пришлось сдавать экзамен при Морском корпусе, чтобы законным образом подтвердить уже присвоенное им звание мичмана. 25 мая 1808 г. директор Морского корпуса подписал приказ, в котором говорилось: «Во исполнении указа Адмиралтейств-коллегий во изъяснении во оном высочайшего повеления, объявленного сего мая в 21 день г. министром военных морских сил и кавалером Чичаговым, в коем изображено, производятся по экзамену на ваканции по флоту Морского кадетского корпуса из гардемарин в мичманы... Лазарев и Куламзин... означенных мичманов на сии чины привести к присяге и из списков по корпусу выключить». Так закончился первый этап военно-морской службы Михаила Петровича Лазарева. Он был выпущен из Морского корпуса и официально получил первый офицерский чин в возрасте 19 лет.

По окончанию Морского корпуса М. П. Лазарев был назначен на Балтийский флот на корабль «Благодать», которым командовал опытный моряк, участник Афонского сражения капитан-командор А. Т. Быченский. На этом корабле М. П. Лазарев участвовал в боевых действиях против англо-шведского флота.

В 1810 г. М. П. Лазарев был переведен на бриг «Меркурий», который почти непрерывно находился в крейсерстве в Финском заливе.

За добросовестное отношение к службе и отличное выполнение обязанностей Михаил Петрович Лазарев 1 февраля 1811 г. был произведен в лейтенанты.

В 1812 г., когда началась Отечественная война против наполеоновской Франции, лейтенант М. П. Лазарев служил на Балтийском море на бриге «Феникс», который входил в отряд кораблей капитана 2 ранга И. С. Толубьева.

Осенью 1813 г. бриг «Феникс», завершив крейсерство в Финском заливе, пришел в Кронштадт. К этому времени М. П. Лазареву исполнилось 25 лет. За его плечами уже было одиннадцать кампаний, в том числе несколько дальних океанских плаваний на английских кораблях и участие в боевых действиях против наполеоновской Франции.

Имея отличные аттестации из Англии, Лазарев в 1813 г. получил почетное назначение: "Русско-американская компания" обратилась в Морское министерство России с просьбой подобрать командира на ее новый корабль "Суворов", и на эту должность был назначен 25-летний лейтенант Лазарев. Самостоятельное командование в этом возрасте крупным судном, предназначенным для кругосветного плавания, было явлением необычным. На "Суворове" Лазарев совершил переход из Кронштадта к Аляске и обратно, ставший его первым кругосветным путешествием. На обратном пути он открыл группу из пяти необитаемых островов, названных им атоллом Суворова.

В этом плавании он показал себя не только как искусный и решительный морской офицер с большими организаторскими способностями, но и как смелый исследователь.

Получив за этот поход высокую оценку, Михаил Петрович в 1819 г. был назначен командиром шлюпа "Мирный" и под общим руководством капитана 2-го ранга Ф. Беллинсгаузена, командира такого же шлюпа "Восток", более 2-х лет (1819 – 1821 г.г.) пробыл в научной антарктической экспедиции во время которой составил прекрасное собрание моделей всех виденных им судов.

За Антарктическую экспедицию Михаил Петрович, через чин, был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен командиром фрегата "Крейсер", который, по просьбе правления Российско-Американской компании, был выделен Морским министерством для защиты владений компании на побережье Северной Америки от нападений американцев и англичан. Имевшийся в распоряжении компании 28-пушечный шлюп «Аполлон» не обеспечивал надежной охраны промыслов, поэтому правительство решило направить к берегам Северной Америки более сильный военный корабль. Так как посылка его к берегам Америки могла привести к серьезным политическим осложнениям во взаимоотношениях России с США и Англией, то было решено назначить командиром «Крейсера» не только опытного моряка, но и человека, способного хорошо разбираться в сложной обстановке и самостоятельно принимать ответственные и обоснованные решения. Именно таким зарекомендовал себя Михаил Петрович Лазарев в двух предыдущих кругосветных плаваниях. Вместе с фрегатом «Крейсер» в плавание отправился транспорт «Ладога», которым командовал старший брат Лазарева — капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев.

Направляя капитана 2 ранга М. П. Лазарева в распоряжение правления Российско-Американской компании, Морской штаб вручил ему специальную инструкцию, которой он должен был руководствоваться. В этой инструкции говорилось:

«1. Вверенный вам фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога» долженствуют производить свои наблюдения сколь можно ближе к твердой земле и не простирать оных далее той широты, под которой Русско-Американская компания действительно пользовалась преимуществами своими в звериной и рыбной ловле как со времени своего учреждения, так и возобновления ее грамоты в 1799 г.

2. Чтобы сие наблюдение имело предметом недопущение всякой запрещенной торговли и всякого посягания вредить пользам компании через нарушение спокойствия в местах, посещаемых ее промышленниками, также всякого предприятия, имеющего целью доставление тамошним природным жителям, без согласия законного их начальства, огнестрельного и другого оружия или военных потребностей.

3. Чтобы в отношении к судам, сбившимся с пути, разбитым бурею или занесенным морскими быстринами, вы и начальники других судов российского флота поступали согласно с данными в наставлении правилами, сообразуясь с оными и в рассуждении судов, плавающих для торговли, покушений или предприятий выше сего означенных».

Данная инструкция в известной мере ограничивала самостоятельность М. П. Лазарева, что было вызвано желанием правительства предотвратить возможность обострения отношений с США и Англией, суда которых нередко занимались промыслом морского зверя и ловлей рыбы в водах, контролируемых Российско-Американской компанией.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом “Крейсер” и шлюпом “Ладога” выступил из Кронштадта.

После длительного и изнурительного плавания в Атлантическом океане «Крейсер» и «Ладога» 25 января 1823 г. прибыли в столицу Бразилии Рио-де-Жанейро, где простояли около месяца, готовясь к следующему этапу перехода. Были заново проконопачены корпуса кораблей, отремонтированы снасти и паруса. Личный состав отдохнул. После пополнения запасов продовольствия и пресной воды «Крейсер» и «Ладога» 22 февраля покинули бразильский порт.

27 марта корабли миновали мыс Доброй Надежды и вышли в Индийский океан, который встретил их штормовой погодой, продолжавшейся почти непрерывно в течение двух недель. Но, несмотря на неблагоприятные метеорологические условия и сильную качку, изнурявшую людей, экипажи «Крейсера» и «Ладоги» стойко переносили трудности плавания и 18 мая привели свои корабли в порт Дервент на о-в Тасмания в образцовом состоянии, а вид матросов и офицеров был такой, как будто они пришли в порт не после трудного океанского плавания, а увеселительного морского путешествия, без каких-либо внешних признаков усталости. В донесении Адмиралтейств-коллегий М. П. Лазарев писал: «Суда, мне вверенные, фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога», находятся в весьма хорошем состоянии, к удивлению моему, должен уведомить государственную Адмиралтейств-коллегию, что как офицеры, так и нижние чины обоих судов пользуются совершенным здоровьем». Все это было заслугой Михаила Петровича, который поддерживал на кораблях образцовый порядок и дисциплину и строго следил за тем, чтобы личный состав нормально питался и отдыхал. 9 июня «Крейсер» и «Ладога» покинули Дервент и направились к о. Отаити (Таити), чтобы запастись там свежими овощами и фруктами, а затем идти на север, к берегам Америки. 3 сентября 1823 года М. П. Лазарев на «Крейсере» прибыл в Новоархангельский порт, где и пробыл до октября 1824 г., выполняя задачи по охране владений Российско-Американской компании. С прибытием в Новоархангельский порт шлюпа «Предприятие» под командованием известного мореплавателя капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу М. П. Лазарев по распоряжению Морского штаба сдал ему обязанности по охране промыслов компании, а сам на фрегате «Крейсер» отправился в Кронштадт

И это плавание было ознаменовано рядом замечательных исследований и открытий. Несмотря на то, что перед М. П. Лазаревым не ставились научные задачи в ходе плавания, он, со своими помощниками, проделал огромную работу по корректированию мореходных карт, уточнению месторасположения многих островов, собрал ценные материалы по океанографии, метеорологии, этнографии и другим отраслям науки. Результатом явилось издание научного труда «Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер» под командованием капитана 2 ранга Лазарева в 1822, 1823, 1824, 1825 годах». Подчиненные Лазарева, среди которых находились такие прославленные впоследствии военные моряки, как Путятин, Бутенев, Парядин, будущий декабрист Завалишин, в этом плавании приобрели большой опыт в управлении кораблем при различных погодах, в воспитании личного состава. Именно тогда, в годы плавания на "Крейсере", и был заложен фундамент знаменитой "лазаревской школы". Одним из его помощников на "Крейсере" был приглашенный им лично в состав экипажа 22-летний лейтенант П.Нахимов. Однажды во время шторма тот едва не погиб, отплыв на катере в поисках упавшего за борт матроса, и лишь выдержка командира фрегата, до конца поджидавшего отплывших и не трогавшегося с места, спасла жизнь будущему герою Синопа и Севастополя.

5 августа 1825 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт. Таким образом, третье кругосветное плавание М. П. Лазарева на фрегате «Крейсер», продолжавшееся 2 года 11 месяцев и 2 дня, успешно завершилось. За это время под парусами фрегат находился 457 дней.

За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года получил назначение в Архангельск на командование 12-м флотским экипажем и должность командира строившегося линейного корабля "Азов".

Управляя "Азовом", Михаил Петрович в 1827 г. одновременно получил назначение начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П.Гейдена, направленной в Средиземноморье для действий против Турции. Кораблям русского флота предстояло совместно с французской и английской эскадрами оказать помощь Греции, восставшей против турецкого ига. 8 октября союзные корабли подошли к Наварину (южная Греция). Гейден и Лазарев приняли смелое решение войти в Наваринскую бухту, где под защитой береговых батарей стоял турецко-египетский флот, и, в случае отказа турок от переговоров, атаковать противника. Турки убили парламентеров, и вскоре начался бой, принесший славу "Азову" - флагманскому кораблю русской эскадры, на котором находились Гейден и Лазарев. "В честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов" кораблю Лазарева впервые в истории русского военного флота было присвоено высшее боевое отличие - Георгиевский кормовой флаг. Командир "Азова" был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом.

В период последующей русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После успешного завершения войны и заключения Адрианопольского мира, он, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт без захода в иностранные порты.

После возвращения в Россию М. П. Лазарев в 1830–1831 гг. служил на Балтийском флоте. Вначале он плавал в качестве младшего флагмана на эскадре вице-адмирала Гамильтона, а затем командовал отдельным отрядом кораблей. В 1830 - 1831 гг. Лазарев - активный участник Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.

С 17 февраля 1832 года Лазарев занял пост начальника штаба Черноморского флота. В 1833 г. Николай 1 решил прийти на помощь турецкому султану, против которого восстал египетский паша, и Михаилу Петровичу было поручено возглавить экспедицию черноморской эскадры в Босфор.

2 февраля 1833 г. эскадра М. П. Лазарева в составе линейных кораблей «Императрица Екатерина II», «Анапа», «Чесма» и «Память Евстафия», фрегатов «Архипелаг», «Варна» и «Эривань», корвета «Сизополь» и брига «Пегас» вышла из Севастополя и направилась в Босфор.

Лазарев, решительными действиями с моря и десантами, помог Константинополю и, 26 июня 1833 г., между Россией и Турцией, был подписан сроком на восемь лет Ункяр-Искелесийский договор, по которому стороны обязывались оказывать друг другу военную помощь в случае войны с третьей державой. Кроме того, турецкое правительство гарантировало не допускать прохода через Дарданеллы враждебного России флота и свободу плавания ее кораблей в Босфоре. Таким образом, в результате Россия на двадцать лет получила мирные отношения с Турцией.

По завершении экспедиции эскадра под командованием М. П. Лазарева, произведенного 2 апреля 1833 г. в вице-адмиралы, 28 июня покинула Константинополь и отправилась в Феодосию, а оттуда перешла в Севастопольскую бухту, где 22 июля стала на якорь.

1 июля флагман стал генерал-адъютантом императора, а 2 августа был назначен исполняющим должность главного командира Черноморского флота и портов.

31 декабря 1834 года - утвержден в этой должности, а также был назначен Николаевским и Севастопольским военным губернатором. На этих должностях оставался 18 лет, до конца своей жизни.

В 1838-40 возглавил военные операции на море против кавказских горцев; подготовил к десантным операциям моряков и сухопутные подразделения; по его поручению Михаил Манганари в 1840-43 нанес на карту крымские и абхазские берега Черного моря, а в 1845-48 выполнил съемку Мраморного моря. За большие достижения в деле укрепления Черноморского флота и успехи в боевых действиях по содействию армии на Кавказском побережье и пресечению перевозки военной контрабанды на Кавказ Михаил Петрович Лазарев 10 октября 1843 г. был произведен в адмиралы.

Его выдающиеся заслуги перед отечеством были отмечены и другими почетными наградами и званиями. Он был избран почетным членом Русского географического общества, членом ученого совета Казанского университета. Неутомимый и честный труженик, глубоко преданный морскому делу, он все силы употребил для укрепления южных морских рубежей России. При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты, часть кораблей была вооружена ромбическими пушками. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи, сделавшие из города настоящую морскую крепость. Ему Севастополь обязан благоустройством Графской пристани, созданием новых улиц, парков, Морской библиотеки.

В один из редких приездов в Петербург Михаил Петрович почти случайно познакомился с молодой дочерью капитана 2-го ранга в отставке Екатериной фон дер Флит. Она его поразила, и уже на следующий день он отправился к ее отцу с предложением о женитьбе. Через несколько дней все было улажено, и Лазарев уехал обратно в Николаев с молодой женой. Екатерина Тимофеевна окружит его заботой, сделает его характер более мягким и родит ему пять детей.

Управление его черноморским флотом (1832 - 1845) ознаменовано множеством улучшений, устройством адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он обнаружил во время войны 1853 - 1856 годов.

В 1845 г. Михаил Петрович серьезно заболел, но желание продолжать служить своему родному флоту было настолько велико, что он, несмотря на тяжелую болезнь, продолжал командовать флотом до начала 1851 г., когда болезнь обострилась, и он вынужден был уехать лечиться в Вену, где и скончался 11 апреля 1851 г.

Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя.